«группа Веснушки» из детского сада «ТЕРЕМОК»

Предметная деятельность и развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста

Предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребёнка, совершенствованию психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления. В раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребёнка, особенно тогда, когда он начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающего его мира. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся «проблемой для ума». Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребёнка в раннем возрасте.

Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости, настойчивости, удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности.

Познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Исследовательская активность ребёнка развивается, совершенствуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы. В процессе знакомства с предметами и способами их использования совершенствуются все психические процессы.

В целостной системе взаимосвязей психических функций в раннем возрасте доминирует восприятие. Ребёнок познаёт окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Первоначально малыш не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов, устанавливать их соотношения и действует путём практических проб и ошибок. Постепенно от практических ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

В рамках ведущей деятельности происходит интенсивное развитие фонематического слуха детей. Для того чтобы успешно решать познавательные и предметно-практические задачи, которые перед ребёнком ставит взрослый, малышу необходимо понимать его речь. В процессе совместных действий с предметами развивается внимание ребёнка к слову взрослого, к его артикуляционным движениям, стремление самому произносить слова. Всё это способствует оттачиванию фонематического слуха, лежащего в основе пассивной и активной речи. Предметная деятельность способствует развитию мышления ребёнка. Многие действия, которые совершает ребёнок с предметами, свидетельствуют о том, что он способен обнаруживать связь между отдельными предметами и явлениями, между своими действиями и полученным результатом.

Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления наиболее характерна для детей раннего возраста.

На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Развитие мышления идёт по пути постепенного свёртывания внешне развёрнутых действий, появления у ребёнка представлений, образов, способности действовать во внутреннем плане. Такая форма мышления называется «наглядно-образной». С возрастом повышается эффективность внутреннего плана действия, предполагающего построение и хранение в памяти образов предметов и людей, их обобщение, выделение в них отдельных черт, установление простейших отношений между образами. Память также развивается по линии увеличения объёма накопленной  информации и длительности её сохранения. В раннем возрасте малыши уже способны хорошо запоминать события своей жизни, вещи и их принадлежность к определённым людям и местам, стихи, сказки и др. Усложнение деятельности влечёт за собой увеличение длительности, концентрации и объёма внимания. К концу раннего возраста малыш может удерживать в поле внимания достаточно большое количество предметов и действовать с ними. В целом и память и внимание на протяжении раннего возраста сохраняют свой непроизвольный и непосредственный характер.

Помимо предметной деятельности на развитие познавательной сферы ребёнка большое влияние оказывает овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребёнка и открывает новые важные перспективы его развития.


ИСТОЧНИК:  Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/  Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.-3 изд.-М.:ООО «Русское слова, 2019»


24 октября 2022 в 14:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.