«группа Веснушки» из детского сада «ТЕРЕМОК»

Предметная деятельность и развитие общения ребенка раннего возраста со взрослым

Становление предметной деятельности связано с изменением характера общения ребёнка со взрослыми. Взрослый становится для малыша не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» разных предметов и игрушек, как это было в младенческом возрасте, но и образцом действий с предметами. Его роль уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов, теперь ребёнку необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же «дела». Основным содержанием потребности в общении с окружающими людьми становится потребность в сотрудничестве. Малыши проявляют огромный интерес к тому, что и как делают с вещами взрослые, стремятся подражать их действиям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых выступают для ребёнка на первый план. Поэтому такое общение получило название «ситуативно-делового».

В ходе ситуативно-делового общения ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях и, главное, овладевает новыми для него культурными способами действия с предметами. Взрослый разъясняет ребёнку назначение различных предметов, показывает, как ими пользоваться, помогает овладеть действиями, оценивает правильность их выполнения, корректирует их.

Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения взрослый выполняет несколько функций:

• как партнёр и помощник в совместной деятельности;

• как образец для подражания;

• как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

На протяжении раннего возраста появляются речевые средства общения: сначала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи, а затем и практически полноценной активной речи. На возникновение и развитие речи общение со взрослыми оказывает решающее влияние. Взрослый создаёт для ребёнка практическую необходимость усвоить и актуализировать связь между предметом и его словесным обозначением. В процессе ситуативно - делового общения у ребёнка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. Использование речи расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребёнка. Ситуативно-деловое общение имеет большое значение для социально-личностного развития ребёнка. В раннем возрасте дети проявляют ярко выраженную избирательность в общении с окружающими людьми. С близкими взрослыми малыш легко вступает как в эмоциональные контакты, так и в игры с предметами. Незнакомые люди, особенно в новой ситуации, часто вызывают скованность, зажатость, а иногда и страх ребёнка.

В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки возникновения новой его формы — вне ситуативно-познавательной. Эта форма общения зарождается к концу раннего возраста, в период, когда ребёнок овладевает активной речью и начинает задавать взрослым вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное в книжках. Малыша уже не удовлетворяют одни лишь практические способы познания, поэтому он начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает как источник новых знаний о предметах, с которыми ребёнок не может взаимодействовать непосредственно. Возникновение новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребёнка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремлению к познанию, в признании за ним права задавать вопросы и получать серьёзные ответы, иметь своё мнение. Общение ребёнка со взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, является одним из важных условий развития познавательной активности ребёнка.

ИСТОЧНИК:  Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/  Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.-3 изд.-М.:ООО «Русское слова, 2019»


24 октября 2022 в 14:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.