«группа Веснушки» из детского сада «ТЕРЕМОК»
Принципы построения программы «Первые шаги»1. Принцип развития. Развитие понимается как появление у ребёнка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всё это находит своё отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата. 2. Принцип самоценности. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребёнку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жёстких правил и норм, ребёнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем многообразие этих видов даёт детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми. 3. Принцип деятельности. В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребёнка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности. В соответствии с этим содержание Программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками. 4. Опора на игровые методы. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребёнку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. 5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребёнка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого,внимание к настроению ребёнка, отношение к нему как к самоценной личности — всё это главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребёнка и его полноценного развития. Личностно ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей. 6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В Программе предусматривается предоставление каждому ребёнку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач. 7. Принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, а именно: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического. В Программе «Первые шаги» предусмотрено создание необходимых условий для образовательной деятельности по всем перечисленным выше направлениям. 8. Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. В данной Программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях. 9. Принцип преемственности, заложен в современной Концепции непрерывного образования. Теоретические основания Программы, её цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах. Принцип преемственности предполагает также достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в образовательной организации и семье. 10. Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется в данной Программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в Программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.
ИСТОЧНИК: Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/ Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.-3 изд.-М.:ООО «Русское слова, 2019»24 октября 2022 в 14:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.