«группа Веснушки» из детского сада «ТЕРЕМОК»

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности ребёнок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами. Предметная деятельность имеет свою логику развития. Первые действия ребёнка с предметами, появляющиеся в младенчестве, ещё не являются истинно предметными, в основном это разнообразные ориентировочно-исследовательские действия и неспецифические манипуляции.

Чуть позже ребёнок начинает замечать и учитывать в своих действиях специфические особенности предметов, их простейшие физические свойства и соотношения. На этом уровне развития предметных действий объекты выступают для малыша уже не изолированно, а в определённых соотношениях с другими объектами. Специфические действия такого типа называются соотносящими.

Экспериментируя с предметами с помощью неспецифических и специфических манипуляций, ребёнок извлекает множество информации об объектах, учится устанавливать связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность. Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития как в этот, так и в последующие возрастные периоды.

Кроме того, в процессе экспериментирования ребёнок получает и чисто функциональное удовольствие от самого процесса действования, ибо он ощущает себя при этом субъектом происходящего, источником изменений в окружающем его мире.

К концу первого года в репертуаре действий ребёнка с предметами появляются действия нового типа, когда предметы начинают использоваться в соответствии с их назначением, которое демонстрирует взрослый.

В начале раннего возраста наблюдается особая привязанность детей к тем предметам и действиям, которые показывают им взрослые. Особенность подобных действий состоит в том, что они закреплены за теми единичными предметами, на которых были первоначально выполнены вместе со взрослым, т.е. действие ребёнка ещё не отделено от вещи, не имеет обобщённого характера.

Постепенно малыш начинает переносить действия на другие предметы — ему уже не требуется непременно тот же предмет, которым действовал взрослый. Данный этап, который продолжается примерно от 12 до 14—15 месяцев, можно назвать этапом функционального действия. В этот период ребёнок часто подражает тем действиям, которые наблюдает в повседневной жизни взрослых.

 На втором году жизни осуществляется переход к предметным действиям нового качества — собственно предметным, специфически человеческим действиям на основе выработанных в культуре способам употребления предметов. К таким действиям, прежде всего, относятся орудийные действия. Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения определённого культурно заданного результата. Орудийными действиями дети пользуются и в быту, и в ходе игры. Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте. Освоение орудийного действия даётся ребёнку нелегко, поскольку предполагает совершенно определённый, жёстко фиксированный способ использования предметов. Непременным условием освоения орудийного действия является умение учитывать особенности как предметов-орудий, так и предметов, на которые эти орудия направлены. Это требует от малышей значительных усилий. Вначале ребёнок пытается действовать предметом-орудием как продолжением руки. Такие действия называются «ручными». Лишь постепенно ручные действия преобразовываются в орудийные.

Переход от ручного действия к орудийному происходит не только путём приспособления руки к физическому свойству предмета - орудия, но главным образом под влиянием образца использования этого предмета, принятого в данном обществе, образца, который предлагает взрослый.

Главное условие формирования орудийных действий — это совместная деятельность ребёнка со взрослым, в процессе которой взрослый постепенно передаёт малышу общественно выработанные способы употребления предметов. Когда действие освоено, ребёнок перестаёт обращаться к взрослому за подтверждением правильности его выполнения.

 Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обусловливает развитие психических процессов, развитие личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности.

Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления.

С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно-исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокая ориентировка ребёнка в предметном мире, развитие его интеллектуального потенциала.

Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослыми. Соответственно характеру действий ребёнка перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развёртывается главным образом по поводу практического взаимодействия со взрослыми. Общение опосредствуется предметными действиями. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь.

В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослым. В рамках предметной деятельности формируется её новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений. Эти отношения начинают осознаваться ребёнком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми. В процессе усвоения действия начинают постепенно отделяться от предметов, на которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщённые действия. На их основе становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря этому и проникновение ребёнка в задачи и смысл человеческих действий. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и всё более самостоятельно ребёнок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях — в действиях с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка. При этом она опосредует отношение ребёнка раннего возраста к окружающему его предметному и социальному миру, а также к самому себе.

Предметная деятельность способствует развитию познавательных интересов детей, их любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребёнка о себе, о своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».

ИСТОЧНИК:  Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/  Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.-3 изд.-М.:ООО «Русское слова, 2019»


13 октября 2022 в 10:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.